Три килограмма российской земли для марки Лихтенштейна

19 декабря в областной библиотеке имени Крупской состоялась презентация марки «Сочи-2014», выпущенной Княжеством Лихтенштейн. О выходе «зубцов», посвященных Олимпийским играм в Сочи, «ОН» уже писала. Однако те, кто не в теме, наверняка удивятся: причем тут Оренбург? А притом, что в конкурсе на разработку официальной марки Лихтенштейна в честь Сочинской Олимпиады победили оренбургские художники — Наталья Бровко и Алекс Долль. 


Лихтенштейн — филателистическая держава. Чему только не посвящены сюжеты ее марок!

И Рождеству, и старинным ремеслам, и святым, и животным, и птицам. Маленькие марки маленькой страны — самые дорогие в мире. Они выпускаются ограниченными партиями. Для филателиста приобрести лихтенштейнскую марку — огромное счастье. Выпуск марок, как правило, приурочивается к событиям в княжеской семье либо к государственным праздникам. Кроме того, с 1972 года перед каждой Олимпиадой княжество объявляет конкурс на эскизы марки, в котором принимают участие жители той страны, в которой проходят Олимпийские игры. В нынешнем конкурсе, посвященном проведению XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, победили наши земляки.

О предстоящем конкурсе оренбургскому художнику Алексу Доллю, который живет в Швейцарии, во время приема по случаю празднования дня независимости Лихтенштейна рассказал глава филателистической службы княжества. И пригласил принять участие в творческом состязании. Алексу захотелось попробовать. Он начал заниматься разработкой эскизов. Но не хватало женского начала, женской энергетики. Тогда он пригласил к работе главного художника Оренбурга Наталью Бровко. Нужна была оригинальная идея. И она возникла. Авторы решили добавить в марку частицу России. Тут и подходящий случай подвернулся. Наталья Бровко по служебным делам оказалась в Сочи. Было решено привезти из Красной Поляны три килограмма камней! Чтобы специалисты смогли растолочь их в пыль и подмешать в краску для марки.

— Шел дождь, какой бывает только в Сочи. Ехать в Красную Поляну было проблематично, — рассказывает Наталья Бровко. — Может, кто-то думает, что можно было бы и не заморочиваться — взять первые попавшиеся камни. Но нужна была исключительно горная порода, привезенная из Красной Поляны. Без подвоха. Лихтеншейн — государство серьезное. Камни могли подвергнуть анализу. Мы поехали в Красную Поляну, нашли подходящие камни. Из Сочи отправили их в Москву, из Москвы — в Швейцарию, из Швейцариии — во Францию, где была изготовлена краска с добавлением гранитной крошки. Это уникальная марка. Уникальность в том, что каждый, кто ею обладает, владеет частицей той земли, на которой будет проходить Олимпиада. Когда Алекс пригласил меня участвовать в конкурсе, первая моя реакция была негативная. Я никак не хотела идти на контакт. Благодарна Алексу за то, что он убедил меня принять участие в этом проекте.

Кстати, марка уникальна еще и потому, что Княжество Лихтенштейн стало первым иностранным государством, пустившим в обращение марку с символикой зимних Олимпийских игр в Сочи.

В процессе работы не обошлось без трудностей. Какая же олимпийская марка без олимпийской символики? Но Олимпийский комитет не разрешил нашим художникам изображать заветные кольца. Пришлось Алексу Доллю обратиться напрямую к своему другу — принцессе Лихтенштейнской, которая является членом президиума Международного олимпийского комитета. Благодаря ее хлопотам все уладилось. Марка вышла в том виде, в каком и задумывалась.

Официальная презентация состоялась в ноябре в столице Лихтенштейна Вадуце. Один из ее экземпляров пополнил коллекцию барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, нашего знаменитого соотечественника, живущего в Лихтенштейне. Впрочем, купить ее может любой желающий. Но не в России, а в Европе. И среди оренбуржцев уже есть желающие ее приобрести. Председатель Оренбургского клуба нумизматов Михаил Ионов, который увлекается не только царскими наградами и монетами, но и филателией, хочет попросить друзей, которые живут в Брюсселе, прислать ему марку. А он, в свою очередь, попросит авторов марки расписаться на конверте. Филателист заинтригован: о том, что бывают позолоченные марки, он знает, а вот о марке с гранитной крошкой слышит впервые.

— Процентов 50 детей и подростков собирали марки в советское время. Кто-то в большей мере, кто-то в меньшей. Но, так или иначе, это наша с вами жизнь, хорошие воспоминания о детстве и юности, — сказал, открывая торжество, глава администрации Оренбурга Евгений Арапов. — И когда я вручал швейцарцам набор марок 1960-80 годов, которые мы купили в антикварном магазине, глаза у них были круглые. Глядя на них, я понял, что они никогда таких марок в руках не держали. И такая гордость нахлынула: какая же у нас прекрасная история! И что заслуживает уважения — мы с вами ее продолжаем. Мы идем не вниз, а вверх. Сегодняшнее мероприятие тому подтверждение.

Среди тех, кто явился на презентацию марки, были работники культуры, художники, дизайнеры, филателисты, руководители спортивных федераций, представители почтовой службы. Поздравить авторов пришли и воспитанники первого Президентского кадетского училища.

— Мы тоже имеем отношение к этому празднику, — заявила начальник училища Татьяна Машковская. — Мне приятно, что и Наталья, и Алекс — друзья нашего училища. Больше того, Алекс является почетным кадетом училища. Много работает с нашими учащимися. Наши ребята ездили в Швейцарию, побывали в Лихтенштейне. Посетили музей почтовой марки Лихтенштейна. Марка, созданная оренбургскими художниками, — продолжение нашей дружбы с Лихтенштейном. И мы тоже планируем провести презентацию марки у себя в училище.

Председатель Оренбургского отделения Союза художников России Анатолий Шлеюк отметил, что победа наших художников в столь значительном европейском конкурсе — успех не только для Оренбургского отделения, но и для всего Союза художников.

С успехом поздравил коллег и художник Игорь Смекалов:

— Ваша марка — очень интересное, острое, неоднозначное решение, которое предполагает самые разные трактовки. Лично я, глядя на нее, вспомнил авангардиста Михаила Матюшина, игравшего видную роль во многих начинаниях левых художников. Думаю, марка интересна и для художников, и для широкой общественности.

— Впереди у нас огромное событие, — напомнил вице-губернатор Олег Димов, — которое объединяет нас всех — через два месяца в нашей стране начнутся Олимпийские игры. Безусловно, марка, которую мы сегодня презентуем, является частью этого большого патриотического и очень важного для нашей страны мероприятия. Желаю всем крепкого здоровья, успехов, удачи, физической крепости. Занимайтесь здоровым образом жизни, занимайтесь спортом на благо нашей страны, на благо нашей области и города.

Продолжая тему Олимпийских игр, Евгений Арапов сказал, что хочет после Олимпиады пригласить сборную Лихтенштейна в Оренбург. Чтобы они у нас погостили и посмотрели на ту землю, на те места, где начинается Европа.

А Олег Димов предложил поддерживать команду Лихтенштейна во время олимпийских сражений, но только не в тех видах спорта, где они не будут конкурировать со сборной России.